Рассмотрено на заседании педагогического совета школы протокол № 1

от 29 августа 2011 года

«Утверждаю»

Директор школы: _________ Александрова Т.И.

Приказ № ___ от ________ 2011 года

 

                                                                 Положение

о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программа

начального общего образования

МКОУ «Притобольная основная общеобразовательная школа»

 

I. Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

1.2 Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

1.3 Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

1.4 Основная образовательная программа начального общего образования должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников.

II. Структура и содержание основной образовательной программы начального общего образования

2.1 Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, − 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

2.2  Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 

6) программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

7) систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

8)программа отдельных учебных предметов, курсов (приложение).

2.3 Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования:

2.3.1 Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи основной образовательной программы начального общего образования ; перспективу наполняемости классов и кадровый состав.

2.3.2 Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должны адекватно отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета, определяются самим образовательным учреждением в соответствии с его типом и видом.

2.3.3 Учебный план начального общего образования (далее — учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей .

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

2.3.4 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать: характеристику личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

2.3.5Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.  

2.3.6 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2.3.7 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна содержать: особенности системы оценки; оценку личностных, метапредметных  и предметных результатов; формы контроля и учета достижения результатов.

2.3.8 Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

III. Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования

3.1 Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе Примерной образовательной программы и данного Положения о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования.

3.2 Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы определяется локальным актом образовательного учреждения.

3.3 Основная образовательная программа начального общего образования перед утверждением

должна рассматриваться органом самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия, по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение «рекомендовать к утверждению».

3.4 Рассмотренная, принятая и утвержденная в ОУ основная образовательная программа представляется начальнику Управления образования на согласование.

3.5 Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования

3.6 Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в основную образовательную программу начального общего образования, рассмотрев их на заседании органа самоуправления и согласовав с Комитетом по образованию.

 

IV. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования

4.1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе оценок достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Притобольная основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ        Рассмотрено и принято на заседании педсовета
Директор МКОУ «Притобольная основная общеобразовательная школа»
        Протокол №__
Т.И. Александрова        
«____»_______________2011г        «____»_______________2011г




ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ПЕРИОД 2011 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД





Составители: Степанова Т.С
Махнева Г.Н
Подорванова Н.А








 Притобольное
2011 г
СОДЕРЖАНИЕ

1.    Пояснительная записка    3
        
2.    Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования    6
        
3.    Учебный план начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Притобольная общеобразовательная школа»    9
        
4.    Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования    12
        
5.    Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования    19
        
6.    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни    28
        
7.    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования    31
        
8.    Программа отдельных учебных предметов, курсов (приложение)    



 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Притобольная основная общеобразовательная школа», работающей по ОС «Школа России», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
и Концепцией Образовательной системы «Школа России».
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и рассчитана на 4 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования достигается благодаря эффективному УМК.
Наша школа работает по ОС «Школа России», так как эта программа:
-                   позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования;
-                   сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации;
-                   постоянно обновляющаяся,  наиболее востребованная в России и понятна  учителю.
Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительного и бережного к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества».

Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»:
-                   Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.
-                   Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
-                   Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к её природе, истории, культуре.
-                   Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
-                   Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

Основные средства реализации ведущей целевой установки УМК «Школа России»:
-                   Значительный воспитательный потенциал.
-                   Системно выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность.
-                   Возможности для дифференцированного и личностно – ориентированного образования школьников.
-                   Преобладание проблемно – поискового методов обучения.
-                   Практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт ученика.
-                   Творческие, проектные задания, учебные диалоги.
-                   Возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
-                   Возможности для разнообразия организационных форм обучения, в том числе с использованием электронных ресурсов.
Целевая установка УМК «Школа России» и его ведущие задачи соотносятся с современным национальным воспитательным идеалом, сформированным в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и с личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»), сформулированный в ФГОС.
Современный национальный воспитательный идеал.
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей стран, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде основополагающих принципов:
1.                 Принцип деятельности.
2.                 Принцип целостного представления о мире.
3.                 Принцип преемственности.

4.                 Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
5.                 Принцип творчества.
6.                 Принцип психологической комфортности.
7.                 Принцип вариативности.
Перечисленные дидактические принципы необходимы для реализации современных целей образования.
Образовательная программа рассчитана на учащихся от 6,5 – 11 лет проживающих на территории населённого пункта: села Притобольного Притобольного района Курганской области
Перспектива наполняемости классов начальных классов на период до 2015 года.
2011 – 2012 уч. год – 11 учеников;
2012 – 2013  уч. год – 12 учеников;
2013 – 2014 уч. год – 12 учеников;
2014 – 2015 уч. год – 16 учеников.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Притобольная основная общеобразовательная школа» является школой сельского типа.
Кадровый состав начальной школы, обеспечивающий реализацию данной программы:
Махнева Галина Николаевна – 1 квалификационная категория;
Подорванова Надежда Анисимовна -1 квалификационная категория;
Степанова Татьяна Сергеевна – 2 квалификационная категория.
Для учебного процесса оборудованы   3 учебных кабинета с  оргтехникой, 1 игровая комната, 1 малый спортзал для подвижных игр, спортплощадка, площадка для подвижных игр.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:
-                   Личностные результаты – готовность  и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
-                   Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
-                   Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфический для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего  образования  отражают:
1)       формирование основ российской гражданской идентичной, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2)       формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)       формирование уважительного отношения к иному мнению, истории  и  культуре других народов;
4)       овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)       принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)       развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7)       формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)       развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)       развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  отражают:
1)     овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2)     освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)     формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)     формирование умения понимать причины  успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)     освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)     использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)     активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)     использование различных способов поиска (справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио -, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)     овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)определение общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты по средством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)  в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей  прописываются в рабочих программах отдельно по каждому предмету.








УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПРИТОБОЛЬНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Учебный план составлен на основе нормативно – правовых документов федерального уровня.
Режим работы образовательного учреждения – 5 – дневная учебная неделя. Для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом 90 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
– в 1 классе  – 1 полугодие - 35 минут;
                      - 2 полугодие – 40 минут;
– во 2-4 классах  –  40 минут.

Учебные предметы                    
    1класс    2 класс    3 класс    4 класс    Всего
Русский язык    5    5    5    5    20
Литературное чтение    4    4    4    4    16
Иностранный язык    -    2    2    2    6
Математика    4    4    4    4    16
Окружающий мир    2    2    2    2    8
Основы духовно – нравственной культуры народов России    -    -    -    0,5    0,5
Искусство (музыка, изо)    2    2    2    2    8
Технология    1    1    1    1    4
Физическая культура    3    3    3    3    12
Итого    21    23    23    23,5    90,5
Предельно допустимая учебная нагрузка    21    23    23    23,5    90,5
Всего    21    23    23    23,5    90,5


Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана по основной образовательной программе «Школа России», рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год издательства «Просвещение».
1.     Завершённая предметная линия  учебников «Русский язык»
авт. Канакина В.П., Горецкий В. Г.
2.     Завершённая предметная линия  учебников «Литературное чтение»
авт. Климанова Л. Ф. и др.
3.     Завершённая предметная линия  учебников «Математика»
авт. Моро М. И, и др.
4.     Завершённая предметная линия  учебников «Окружающий мир»
авт. Плешаков А. А.
5.     Завершённая предметная линия  учебников «Технология»
авт. Роговцева Н.И. и др.
6.     Завершённая предметная линия  учебников «Музыка»
авт. Критская Е. Д. и др.
7.     Завершённая предметная линия  учебников  «Изобразительное
искусство» под. ред. Неменского Б. М.
8.     Завершённая предметная линия  учебников «Физическая культура»
авт. Лях В. И.
9.     Завершённая предметная линия  учебников «Духовно – нравственная
культура народов России».
10. Завершённая предметная линия  учебников «Немецкий язык»
авт. Бим И.Л.
Во втором  полугодии четвёртого класса (1 час в неделю) и  в первом полугодии пятого класса (1 час в неделю) реализуется учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Данный курс включает 6 содержательных модулей:
-                   «Основы православной культуры»,
-                   «Основы исламской культуры»,
-                   «Основы буддийской культуры»,
-                   «Основы иудейской культуры»,
-                   «Основы  светской этики»,
-                   «Основы мировых  религиозных культур».

Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями или их законными представителями. В нашей школе родители отдают приоритет модулю «Основы мировых религиозных культур».
Вторая часть учебного плана формируется на основе потребностей и возможностей образовательного учреждения на каждый учебный год. Учащимся предоставляется право выбора спектра занятий. Внеучебная деятельность проходит в форме различных форм организации, отличной от урочной системы обучения.
Занятия могут проводиться в форме: кружков, секций, проектов, экскурсий и др.
Занятия могут проводиться учителями других образовательных учреждений, в том числе педагогами дополнительного образования.

















ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования:
1.     Формирование основ гражданской идентичности личности.
2.     Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
3.     Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
4.     Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
5.     Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие её самоактуализации.
Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные УУД:
-                   действие смыслообразования (интерес, мотивация);
-                   действие нравственно – этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
-                   формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
-                   формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
-                   эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
-                   формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
-                   формирование желания выполнять учебные действия;
-                   использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
-                   внутренняя позиция школьника;
-                   личностная мотивация учебной деятельности;
-                   ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
-                   целеполагание;
-                   планирование;
-                   прогнозирование;
-                   контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-                   коррекция;
-                   оценка;
-                   волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия включают:  общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные УД:
-                   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-                   поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств;
-                   структурирование знаний;
-                   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-                   выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Логические УД:
-                   анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-                   синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-                   выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-                   подведение под понятие, выведение следствий;
-                   установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
-                   построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
-                   доказательство;
-                   выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
-                   формирование проблемы;
-                   самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В сфере познавательных УУД ученик научится:
-                   использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
-                   овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий приём решения задач.
К коммуникативным действиям относятся:
-                   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-                   постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборов информации;
-                   разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-                   управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
-                   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В сфере коммуникативных УУД  ученики смогут:
-                   учитывать позицию собеседника (партнёра);
-                   организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
-                   адекватно передавать информацию;
-                   отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов   (на основе образовательных ресурсов УМК «Школа России»)
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определённых знаний, умений и, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений.
Приоритеты предметного содержания в формировании УУД
Смысловые акценты УУД    Русский язык    Литературное чтение    Математика    Окружающий мир
личностные    жизненное самоопределение    нравственно-этическая ориентация    смыслообразование    нравственно – этическая ориентация
регулятивные
    Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (+ технология, физическая культура и др.)
познавательные общеучебные

    моделирование (перевод устной речи в письменную)    смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания    моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач    широкий спектр источников информации
познавательные логические
    формирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера
    анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно – следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
Коммуникатив-
ные
    Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа


                        

Преемственность формирования УУД по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России»
Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определённый период выстраивается система работы по преемственности.
Преемственность формирования учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счёт:
-                   принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности – ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
-                   четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;
-                   целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирования умения учиться.
В таблице представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения в начальной и основной школе.

УУД    Результаты развития УУД    Значение для обучения
Личностные действия
-смыслообразование
-самоопределение
Регулятивные    Адекватная школьная мотивация.
Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности.
Рефлексивная адекватная самооценка.    Обучение в зоне ближайшего развития ребёнка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над её достижением.
Регулятивные,
личностные, познавательные,
коммуникативные
действия    Функционально – структурная сформированность учебной деятельности.
Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.    Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия.    Внутренний план действия.    Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.
Коммуникативные, регулятивные действия.
    Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и освоений действий.    Осознанность и критичность учебных действий.

Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию     (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать  и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
«Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе».
Учитель знает:
-                   важность формирования универсальных учебных действий школьников;
-                   сущность и виды универсальных умений;
-                   педагогические приёмы и способы их формирования;
Учитель умеет:
-                   отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учётом формирования УУД;
-                   использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД;
-                   привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования  УУД.







ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативно правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания
Основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
В области формирования личностной культуры    - формирование способности к духовному развитию;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
- формирование основ морали;
- принятие обучающимися базовых национальных ценностей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
- формирование способности к самостоятельным поступкам;
- развитие трудолюбия
В области формирования социальной культуры    - формирование основ российской гражданской идентичности;
- воспитание ценностного отношения к своей культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации сотрудничества с окружающими;
- формирование уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения;
В области формирования семейной культуры    - формирование отношения к семье, как основе российского общества;
- формирование у обучающихся уважительного отношения к членам своей семьи;
- формирование представления о семейных ценностях
Ценностные установки духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся

Традиционными источниками нравственности являются:
-                   патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
-                   социальная солидарность;
-                   гражданственность – долг перед Отечеством;
-                   семья – любовь и верность, забота и помощь;
-                   личность – саморазвитие и совершенствование;
-                   труд и творчество;
-                   наука – ценность знаний, стремление к познанию и истине;
-                   традиционные религии – представление о вере и духовности;
-                   искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека;
-                   природа – эволюция, родная земля;
-                   человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
-                   воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-                   воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-                   воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-                   формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
-                   воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде                 (экологическое воспитание);
-                   воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Содержание духовно – нравственного развития и  воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств  и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно нравственного развития и воспитания.
Чтобы воспитывать в современных условиях школа должна перейти к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
В реализации данной задачи  категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно – нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
В основе программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:
-                   Принцип ориентации на идеал.
-                   Аксиологический принцип.
-                   Принцип следования нравственному примеру.
-                   Принцип идентификации (персонификации).
-                   Принцип диалогического общения.
-                   Принцип полисубъектности воспитания.
-                   Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Примерные виды деятельности МКОУ «Притобольная основная общеобразовательная школа» по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников
Урочная деятельность    Внеурочная деятельность    Внеклассная и внешкольная деятельность
- уроки эстетического цикла: музыка, ИЗО, технология;
- уроки литературного чтения;
- уроки окружающего мира;

-курс « Основы религиозных культур и светской этики»;

    Проекты («Моя родословная», «Мои семейные традиции»,
«Семейная реликвия», «Города России» и др.)


Классные часы, беседы, праздники – утренники.

Спортивно – развлекательные мероприятия.


Индивидуальные беседы с учащимися.    Объединения по интересам
- шахматный кружок,       
   – кружок «Фантазия»,   
  – кружок «Народное творчество»,           
   -   кружок «Аэробика».
   
Общешкольные мероприятия.
- конкурсы рисунков,
-праздники для мам,
- новогодний праздник,
- смотр строя и песни,
- мероприятия, посвящённые Дню Победы.

Внешкольные виды деятельности.
- тематические экскурсии по родному краю, по Курганской области ;
- посещение театров и музеев города Кургана.


Коллективные творческие дела могут иметь начало в рамках предметного содержания и продолжаться во внеурочной деятельности.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по  духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся
    
         Важным условием эффективной реализации задач духовно – нравственного развития и воспитания является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива ОУ. Школа может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической  и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
-                   реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, одобренных педагогическим советом ОУ и родительским комитетом ОУ;
-                   проведение отдельных и совместных мероприятий.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
Педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно – нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Система работы МКОУ «Притобольная основная общеобразовательная школа» по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
-                   совестная педагогическая деятельность семьи и школы;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
-                   педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
-                   поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
-                   содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
-                   опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями должны быть востребованными в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
В системе повышения педагогической культуры родителей МКОУ «Притобольная основная общеобразовательная школа» использует различные формы работы: родительские собрания на духовно – нравственные темы, собрание – диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье, ведение социального паспорта класса, проведение совместных праздников и мероприятий (выставки, конкурсы, встречи и др.), организация совместного досуга родителей и детей.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивается достижение обучающимися:
                   воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
-                   эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. – становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других объектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственными усилиями обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.) первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-       на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-       на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
Обучающимися могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-                   ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-                   элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуры российского общества, наиболее значимых страницах  истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
-                   первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
-                   опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
-                   опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-                   начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-                   начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-                   нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими  детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми  нравственными нормами;
-                   уважительное отношение к традиционным религиям;
-                   неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-                   способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-                   уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-                   знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
                   ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
                   ценностное и творческое отношение к учебному труду;
                   элементарные представления о различных профессиях;
                   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
                   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создание нового;
                   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
                   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
                   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
                   ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
                   элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического и социально – психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
                   первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
                   первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образование, труда и творчества;
                   знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
                   ценностное отношение к природе;
                   первоначальный опыт эстетического, эмоционально – нравственного отношения к природе;
                   элементарные знания о традициях нравственно – этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
                   первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
                   личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
                   первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
                   первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
                   элементарные представления об эстетических  и художественных ценностях отечественной культуры;
                   первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
                   первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и в социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
                   первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
                   мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.




ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА  ЖИЗНИ
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
                   неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
                   факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
                   активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
                   особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

    Задачи программы:
1) сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье:

-       о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

-       правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

-       влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

-       об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

              2) научить обучающихся:

-       делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

-       выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

-       составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

-       элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

             3) с учетом принципа информационной безопасности дать представление о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании причин возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

           4) сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Здоровьесберегающая инфраструктура    - состояние и содержание здания и помещений ОУ соответствует санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- имеется столовая и помещения для хранения и приготовления пищи;
- учащиеся обеспечиваются двухразовым горячим питанием;
- кабинеты, физкультурный зал, игровая комната, спортплощадка ОУ оснащены необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- в школе работают квалифицированные специалисты: учитель физической культуры, , повар.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся    - соблюдаются гигиенические нормы и требования к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки;
- используются методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся;
- соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения;
- осуществляется  принцип индивидуализации обучения.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы    - ведётся полноценная эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физической культуры и занятиях активно- двигательного характера;
- будет организована динамическая пауза между 3 и 4 уроками для обучающихся 1 класса;
- проводятся физкультминутки на уроках, способствующие эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организуется работа спортивных секций: футбол, восточные единоборства, хоккей;
- регулярно проводятся спортивно – оздоровительные мероприятия: соревнования, дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники, походы.

Реализация дополнительных образовательных программ    - в летний период организуется работа летнего оздоровительного лагеря.
Просветительская работа с родителями  (законными представителями)    - проводятся общешкольные и классные родительские собрания по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей;
- организуется совместная работа педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек, походов.











СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
-                   комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-                   использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-                   оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
-                   оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
-                   сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-                   использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
-                   уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
-                   использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-                   использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др..
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
-                   самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
-                   смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
-                   морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
-                   сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
-                   ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
-                   сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
-                   сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
-                   сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
-                   знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсофицированных мониторингованных исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Лич¬ностные результаты выпускников на ступени начально¬го общего образования в полном соответствии с требовани¬ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
-                   способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-                   умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-                   умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-                   способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
-                   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Рабочий Портфолио ученика:
-                   является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
-                   реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
-                   позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
-                   предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.  
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля    Иные формы учета достижений

текущая аттестация    
итоговая (четверть, год) аттестация    
урочная деятельность    
внеурочная деятельность
- устный опрос
- письменная
- самостоятель-ная работа
-  диктанты
-  контрольное списывание
-  тестовые задания
- графическая работа
- изложение
- доклад
- творческая работа
- посещение уроков по программам наблюдения    - диагности-ческая  конт-рольная работа
- диктанты
- изложение
- контроль техники чтения
    - анализ динамики текущей успеваемости
    - участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
        - портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований
Формы представления образовательных результатов:
-                   табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
-                   тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
-                   устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
-                   портфолио;
-                   результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Уровни оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


Уровни оценки и сопоставление уровней    
Уровни сформированности

Высший

(Оптимальный)

(Перспективный)    
Знает и может получить возможность научиться личностным, регулятивным, познавательным и  коммуникативным универсальным учебным действиям  в новой творческой ситуации.

Средний

(Основной)

(Нормативный)    
Знает и может получить возможность научиться личностным, регулятивным, познавательным и  коммуникативным универсальным учебным действиям  в знакомой  ситуации.

Начальный

(Учебный)

(Потенциальный)    
Знает и может получить возможность научиться личностным, регулятивным, познавательным и  коммуникативным универсальным учебным действиям


Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
1)    Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и  учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачет» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
2)    Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты  выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
3)    Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

© pritobolnaya

Бесплатный хостинг uCoz